Образец анализа воспитательной системы классного руководителя
[
]
28.10.2009, 21:41
Роль классного руководителя в создании воспитательной системы класса
1. Система
воспитательной работы классного руководителя.
Абросимова
Валентина Алексеевна за свою трудовую деятельность воспитала 12 выпускных
классов. В 2004-2оо6 году она являлась классным руководителем 8в класса.
Вся
воспитательная работа проводилась в контексте воспитательной системы лицея
«Создаем себя», которая включает в себя основные напраления:
Направление
Цель
Мероприятия
«Отечество»
Формирование гражданских
позиций патриотизма, чувства гордости и любви к родине
Кл.час «Родина моя»,
поздравление ветеранов ко дню пожилого человека, кл.час «Отечества верные
сыны», экскурсия в музей, кл.час «Мальчик, юноша, мужчина»
«Природа»
Экологическое воспитание
учащихся, развитие потребности общения с природой, понимания ценности природы
Экскурсия в пойму реки Урал,
беседа «Экология помещений», участие в субботниках, участие в экологической
акции «Наш дом – земля» и т.д.
«Здоровье»
Формирование ценности здорового
образа жизни, профилактика вредных привычек, развитие мотивации к ЗОЖ
Кл.час «Спорт против
наркотиков», составление «Листа здоровья», учет нагрузки при выполнении
домашних заданий, кл.час «СПИД – чума ХХ века», поездки на природу и т.д.
«Труд»
Воспитание социально-значимой
целеустремленности в трудовых отношениях
Трудовые десанты, уборка
закрепленной территории, участие в ремонте классной комнаты.
Профориентационная работа
«Красота»
Воспитание стремления жить по
законам красоты, формирование гуманистической морали
Диагностика уровня
воспитанности, участие в конкурсах «Рыцари и принцессы», «День лицеиста»,
праздник «Золотая осень», кл.час «В человеке должно быть все прекрасно»,
кл.час «Твое хобби» и т.д.
«Дом»
Налаживание связей с семьей и
школой, укрепление роли семьи в формировании жизненной позиции школьников
Совместные с родителями поездки
на природу, праздники. Родительские собрания: «Физиологические и
психологические особенности подростка» и др. Кл.часы «Военная летопись моей
семьи», организация помощи семьям и т.д.
«Интеллект»
Обеспечение высокого уровня
интеллектуального развития, расширение познавательной сферы учащихся
Кл.час «Учись учиться», участие
в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Индивидуальная работа с учащимися с
целью коррекции успеваемости, учет успеваемости, изучение интеллектуальных
возможностей совместно с учителями-предметниками. Предпрофильная подготовка
учащихся
В реализации
возможностей воспитательной системы использовались технология воспитательной
работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову) и технологическая модель
психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в
учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман).
Наиболее ярко
прослеживаются существенные компоненты воспитательной системы:
индивидуально-групповой,ценностно-ориентационный,функционально-деятельностный,
пространственно-временной, диагностико-аналитический.
Классный
руководитель успешно осуществляет воспитательный процесс, содействует
разностороннему развитию личности, координирует учебную деятельность,
способствует саморазвитию, координирует взаимоотношения с другими участниками
воспитательного процесса. В ученическом коллективе под руководством Валентина
Алексеевны сложились традиции: коллективные творческие дела «День именинника»,
поездка на природу «Весенний первоцвет», новогодний праздник «Дед Мороз в доме
ветерана», семейный праздник «Мы вместе» и др. Результатами труда классного
руководителя является положительная тенденция в самореализации учащихся, их самодостаточность.
Выпускники успешно проходят социализацию в обществе.
2. Система
ученического самоуправления, участие воспитанников в жизни образовательного
учреждения и решении проблем местного социума.
В системе
воспитательной работы Абросимова В.А. большое внимание уделяет развитию
самоуправления, создает условия для социального становления учащихся. Это
обеспечивается включением их в решениесложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе.
Педагогической целью ученического
самоуправления является демократизация жизни класса и формирование у школьников
готовности к участию в управлении обществом. Наряду с постоянными органами
самоуправления в ученическом коллективе создаются различные временные органы,
роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Итоги
работы в развитии самоуправления достаточно высокие: класс дружный, сплоченный,
каждый за время обучения побывал в роли руководителя, организатора и в роли
подчиненного, в коллективе взаимопонимание и сотрудничество. Каждый ребенок в
системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются
лидерами, хорошими организаторами не только в классе, но и в лицее.
3.
Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся, участие
родительской общественности в организации воспитательной работы класса.
Главная цель работы
с родителями, в понимании Абросимовой В.А. – гуманизация семейных отношений,
укрепление психологического здоровья учащегося. Работа с родителями включает
вопросы диагностики, просвещения, профилактики, коррекции детско-родительских
отношений. Содержание сотрудничества Абросимовой В.А. с родителями включает три
основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение
родителей в воспитательный процесс; участие родителей в управлении лицеем,
классом.
В работе с
родителями используются следующие виды и формы работы: родительские собрания,
организация встреч родителей с учителями-предметниками, индивидуальная работа с
привлечением психологической службы лицея, привлечение родителей к организации
и подготовке КТД, совместная досуговая деятельность. Родители учащихся класса –
в основном, бывшие выпускники лицея. Это позволяет активно вовлекать их в
традиционные дела класса и лицея.
4.Результаты исследований учениками и их родителями
психологического климата в классе.
Абросимова
В.А. работала с классом в течение 3-х лет. Классный руководитель совместно с
психологической службой лицея проводили исследования по изучению эмоциональных
связей, социометрического статуса класса, определялся индекс сплоченности
классного коллектива.
Социометрия, показывающая психологический
климат в классе, диагностирующая эмоциональные связи, симпатии и антипатии
(методика Дж.Морено), проводилась в данном коллективе дважды – в 7-м и 8-м
классах. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса
поднялся с 0,48 (средний уровень групповой сплоченности) до 0,87 (что считается
достаточно высоким уровнем). Если в 7-м классе среди учащихся класса были непринятые,
то к 8-му классу их не осталось, а показатель эмоционального климата с 47% (средний
показатель) поднялся до 59%, что говорит о благоприятном эмоциональном климате.
На каждого ученика 8в класса составлена личная карточка, содержащая сведения о
ребенке и его родителях, результаты проводимых исследований и наблюдений.
Составлен психолого-педагогический портрет класса, психолого-педагогические
карты позволяют изучить особенности ребенка, применять индивидуальный подход в
воспитании учащегося.
Анкетирование родителей учащихся 8в класса
было нацелено на выявление общей удовлетворенностью работой лицея, класса. В
анкетировании приняли участие 27 родителей. Родители высоко оценивают качество
знаний и уровень развития воспитательной системы в классе и в школе. Итоговым
показателем оценки эффективности работы лицея и классного руководителя является
показатель удовлетворенности. Лицей и класс, в котором учится ребенок,
удовлетворяет полностью 76% родителей, удовлетворяет частично 21%, скорее
удовлетворяет, чем нет – 3%
5. Обобщение опыта учителя в качестве
классного руководителя на различных уровнях.
Абросимова В.А. щедро делится своим опытом
работы классного руководителя с коллегами на заседаниях методического объединения
классных руководителей, где в последние оды она выступала по следующим
проблемам: «Работа по профильному ориентированию учащихся 8-9-х классов»,
«Новые формы проведения родительских собраний», «Работа с учащимися группы
риска». В рамках школьных и окружных семинаров Валентиной Алексеевной были даны
открытые внеклассные мероприятия «Город мой родной» (классный час),
игра-викторина, посвященная Дню Космонавтики. Валентина Алексеевна делится
опытом работы со студентами-практикантами ОГПУ.