Анализ деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса
[
]
29.10.2009, 19:30
В 2003 – 2004 и в 2004 – 2005
учебных годах Татьяна Геннадьевна являлась классным руководителем 10-го, а
затем 11-го гуманитарного класса. Система работы классного руководителя с
классом была напрямую связана со школьной воспитательной системой МОУ «Лицей
№3», имеющего богатые традиции и сложившуюся эффективную систему воспитательной
работы.
Благодаря организаторским качествам
Татьяны Геннадьевны и ее активной жизненной позиции классный коллектив
гуманитарного класса принимал активное участие во всех мероприятиях
муниципального общеобразовательного учреждения. В мероприятиях эстетического
направления (творческий конкурс «Леди и джентльмены», КВН, творческие
выступления на коммунарских сборах, «День лицеиста») её класс стабильно занимал
призовые места, показывая не только высокий уровень актерского мастерства, но и
сплоченность, активность каждого. Неоднократно класс показывал высокий уровень
выступления на традиционной ежегодной игре «Зарница», проводимой в рамках
коммунарских сборов, несмотря на то, что основную часть гуманитарного класса
составляют девочки. Этому способствует внимание классного руководителя не
только к нравственной стороне личности воспитанников, но и к их здоровью и
физическому состоянию. Вверенный Татьяне Геннадьевне класс также активный
участник школьных и городских субботников, поскольку классный руководитель
воспитывает в детях ответственность, трудолюбие, неравнодушие к жизни школы и
микрорайона.
Воспитательная работа Татьяны
Геннадьевны в соответствии с воспитательной системой всей школы строится по
шести направлениям: «Интеллект», «Здоровье», «Дом», «Природа», «Красота»,
«Отечество». Во главу угла всей воспитательной системы положен принцип
здоровьесбережения и в соответствии ему – здоровьесберегающие технологии. Само
слово «здоровье» понимается при этом широко: это здоровье физическое, с заботой
о котором связана необходимость проведения спортивных мероприятий, лекций и
бесед по гигиене; это здоровье психическое, которое обеспечивается хорошим
психологическим климатом в классе; здоровье интеллектуальное, заботясь о
котором, классный руководитель прививает учащимся навыки грамотного
интеллектуального труда; и здоровье духовное, в основе которого – устоявшаяся
система ценностей учащихся с общечеловеческими ценностями в центре.
Здоровьесберегающие технологии являются основными при работе по следующим
направлениям:
·«Интеллект». Работая в этом
направлении, классный руководитель изучает результативность учебной
деятельности, по необходимости проводит коррекционную работу, сотрудничает с
учителями-предметниками и психологом по изучению индивидуальных возможностей
каждого воспитанника, что дает возможность учителю осуществлять индивидуальный
подход к учащемуся, что является одним из требований здоровьесберегающих систем
воспитания. В направлении «Интеллект» организуются классные часы о культуре
умственного труда, творческие интеллектуальные конкурсы по предметам. Одним из
значимых мероприятий в этом направлении является традиционный школьный праздник
«День лицеиста», где учащиеся защищают в творческом конкурсе любимый предмет,
где награждаются лучшие по предмету и произносятся слова Клятвы лицеиста.
Гуманитарный класс Татьяны Геннадьевны всегда был активным участником этого
мероприятия, а в 2004 учебном году занял второе место на Дне лицеиста. Одним из
главных результатов работы Татьяны Геннадьевны в направлении «Интеллект»
является тот факт, что в 11-м классе 100% учащихся гуманитарного класса приняли
участие в школьной научно-исследовательской конференции.
·«Дом». Цель работы Татьяны
Геннадьевны в этом направлении – максимально сблизить интересы родителей и
педагогов по формированию развитой личности. «Дом – это место, где тебя любят и
понимают», - от этой истины отталкивается Татьяна Геннадьевна, при организации
работы в этом направлении не забывая о том, что гармония в отношении детей и
родителей – залог психического и душевного здоровья. С этой целью проводятся
посещения учащихся на дому, родительские собрания проводятся в нетрадиционной
форме – форме дискуссий, диспутов, круглых столов, психологических тренингов.
На собрания приглашаются учителя по другим предметам, социальный педагог,
психолог. Традицией становятся совместные собрания учеников с учителями – такие
собрания могут проходить как в форме беседы, так и в форме деловой игры.
Организуется совместный досуг детей и родителей.
·«Природа». В русле этого
направления – проводимые экологические акции, ухаживание за пришкольным
участкам, пешеходные и лыжные прогулки.
·«Здоровье» - это направление, где
здоровьесберегающие технологии используются учителем для демонстрации учащимся
значимости их психического и физического здоровья. Здесь проводились следующие
формы внеклассной работы: тематические классные часы о здоровом образе жизни,
анкетирование с последующим совместным анализом результатов, просмотр и
обсуждение видеофильмов. Кроме того, будучи увлеченной туризмом, Татьяна
Геннадьевна и своих воспитанников старалась привлечь к занятию этим видом
спорта. Учащиеся ходили со своим классным руководителем в походы, участвовали в
спортивных соревнованиях. На настоящий момент уже в новом, седьмом, классе
Татьяны Геннадьевны сложилось объединение любителей туризма «Созвездие», члены
которого часто проводят выходные вместе со своим классным руководителем в
походах и на соревнованиях. И эта работа имеет свои результаты: Кристина
Вельмейкина и Лена Мамонова являются призерами городских соревнований в рамках
туристского фестиваля «Осенняя мозаика», а Артем Бойков в соревнованиях по
велотуризму выполнил норматив второго взрослого разряда. Если же говорить об
одиннадцатом гуманитарном классе, то весомым результатом проводимой работы
является снижение количества простудных заболеваний в одиннадцатом классе по
сравнению с десятым на 25%
Метод коллективных творческих дел
является ведущим при организации работы по следующим направлениям:
·«Красота». Здесь основная цель
учителя – развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного, воспитание
средствами искусства. Помимо посещения театральных представлений, концертов и
выставок, в этом направлении – организация собственных выступлений – концертов,
литературно-музыкальных композиций. Организация подобного рода мероприятий
проходит по системе КТД (коллективно-творческих дел), однако, в отличие от
системы Иванова, в работе Татьяны Геннадьевны акценты в совместной деятельности
перенесены с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи
личностного развития. Здесь важным становится не групповое авторство идей, а
личное и возможность отстаивать свое мнение в группе, не приоритет командного
участия, а согласованность индивидуальной деятельности с групповой, а при
анализе мероприятий – не оценка группового участия, а оценка своего развития в
процессе данного коллективного дела.
·«Отечество». Основная цель Татьяны
Геннадьевны в этом направлении – воспитание патриота и гражданина. Школа имеет
богатую историю и традиции в организации работы именно в этом направлении.
Татьяна Геннадьевна активно сотрудничает со школьным музеем, посвященным памяти
нашего земляка генерала А.И. Родимцева. Воспитанники Татьяны Геннадьевны
принимают участие во всех акциях музея: операциях «Слава», «Доблесть», «Новый
год в доме ветерана». Они были одними из активных помощников и организаторов
Всероссийского слёта родимцевцев, участвовали в агитбригаде, в торжественном
заседании детского патриотического объединения «Родимцевец», подготовили под
руководством классного руководителя литературно-музыкальную композицию,
посвященную Сталинградской битве (подготовка осуществлялась по принципу КТД).
Новые воспитанники Татьяна Геннадьевны подружились с ветераном войны и труда
Берлёвой А.В. и совместно с учащимися 11-х классов собирают материал о её
жизни.
Стоит сказать, что наряду с
названными технологиями в работе Татьяны Геннадьевны применяются
личностно-ориентированные технологии. При таком подходе воспитание – это прежде
всего поддержка ребенку в его личностном росте. И здесь большое значение имеет
индивидуальная работа с воспитанниками: беседы по душам или просто письма и
сказки, которые Татьяна Геннадьевна пишет свои ученикам. Эта форма общения дает
возможность ребенку осознать ответственность выбора в сложной ситуации, вызвать
желание покопаться в собственной душе, потребность понять другого. На каждого
учащегося была заведена личная папка, где фиксируется личностный рост, хранятся
результаты тестирования, значимые сочинения, письма к самим себе в будущем,
отзывы одноклассников.
В системе воспитательной работы сложилась
система ученического самоуправления. В классе выделяется шесть объединений,
каждое из которых отвечает за работу по своему направлению (см. выше).
Возглавляет группу лидер, увлеченный работой именно в этом направлении. А
управление классом осуществляется по системе сменных командиров – каждый из
лидеров, возглавляющих работу объединения, попробует себя в роли командира
класса, причем именно тогда, когда соответствующее направление станет ведущим
(например, во время Месяца Славы (февраль) класс возглавит лидер группы
«Отечество»). В организации больших мероприятий, требующих длительной
подготовки, ответственность ложится на Совет Дела, куда входят люди активные и
компетентные в данном виде деятельности.
Большую роль в воспитательной
системе класса играют родители учащихся. Родители приглашаются на все значимые
мероприятия класса, входят в Совет Дела при подготовке серьезных творческих
дел, осуществляют классному руководителю помощь в организации досуга учащихся,
сопровождают в загородных поездках и походах. Родительский комитет участвует в
подготовке родительских собраний, особенно если запланировано собрание с
участием детей.
Совместно с психологом школы дважды
проводилась социометрия, показывающая психологический климат в классе,
диагностирующая эмоциональные связи, симпатии и антипатии (методика Дж.Морено)
– в 10-м и 11-м классах. Исследования показывают, что индекс групповой
сплоченности класса поднялся с 0,5 (средний уровень групповой сплоченности) до
0,71 (что считается достаточно высоким уровнем). Если в 10 классе среди
учащихся классе были не принятые, то к одиннадцатому классу их не осталось, а
показатель эмоционального климата с 50% (средний показатель) поднялся до 79%,
что говорит о благоприятном эмоциональном климате.
Татьяна Геннадьевна неоднократно
выступала на школьных методических объединениях классных руководителей. В 2006
году приняла участие в областном конкурсе, посвященномистории символики
Российской Федерации и Оренбургской области «И гордо реет флаг державный» и
заняла I место в разработке внеклассного мероприятия –
классного часа о символах Оренбуржья. Разработка другого внеклассного
мероприятия – сценария литературно-музыкальной гостиной «Будем как солнце»
размещена на сайте всероссийского интернет-педсовета.