Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 187



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 06.05.2024, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3" города Оренбурга
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки учителей, творческие работы учащихся


Главная » Файлы » Методические статьи » Воспитательная деятельность

Анализ деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса
[ ] 29.10.2009, 19:30

В 2003 – 2004 и в 2004 – 2005 учебных годах Татьяна Геннадьевна являлась классным руководителем 10-го, а затем 11-го гуманитарного класса. Система работы классного руководителя с классом была напрямую связана со школьной воспитательной системой МОУ «Лицей №3», имеющего богатые традиции и сложившуюся эффективную систему воспитательной работы.

Благодаря организаторским качествам Татьяны Геннадьевны и ее активной жизненной позиции классный коллектив гуманитарного класса принимал активное участие во всех мероприятиях муниципального общеобразовательного учреждения. В мероприятиях эстетического направления (творческий конкурс «Леди и джентльмены», КВН, творческие выступления на коммунарских сборах, «День лицеиста») её класс стабильно занимал призовые места, показывая не только высокий уровень актерского мастерства, но и сплоченность, активность каждого. Неоднократно класс показывал высокий уровень выступления на традиционной ежегодной игре «Зарница», проводимой в рамках коммунарских сборов, несмотря на то, что основную часть гуманитарного класса составляют девочки. Этому способствует внимание классного руководителя не только к нравственной стороне личности воспитанников, но и к их здоровью и физическому состоянию. Вверенный Татьяне Геннадьевне класс также активный участник школьных и городских субботников, поскольку классный руководитель воспитывает в детях ответственность, трудолюбие, неравнодушие к жизни школы и микрорайона.

Воспитательная работа Татьяны Геннадьевны в соответствии с воспитательной системой всей школы строится по шести направлениям: «Интеллект», «Здоровье», «Дом», «Природа», «Красота», «Отечество». Во главу угла всей воспитательной системы положен принцип здоровьесбережения и в соответствии ему – здоровьесберегающие технологии. Само слово «здоровье» понимается при этом широко: это здоровье физическое, с заботой о котором связана необходимость проведения спортивных мероприятий, лекций и бесед по гигиене; это здоровье психическое, которое обеспечивается хорошим психологическим климатом в классе; здоровье интеллектуальное, заботясь о котором, классный руководитель прививает учащимся навыки грамотного интеллектуального труда; и здоровье духовное, в основе которого – устоявшаяся система ценностей учащихся с общечеловеческими ценностями в центре. Здоровьесберегающие технологии являются основными при работе по следующим направлениям:

· «Интеллект». Работая в этом направлении, классный руководитель изучает результативность учебной деятельности, по необходимости проводит коррекционную работу, сотрудничает с учителями-предметниками и психологом по изучению индивидуальных возможностей каждого воспитанника, что дает возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к учащемуся, что является одним из требований здоровьесберегающих систем воспитания. В направлении «Интеллект» организуются классные часы о культуре умственного труда, творческие интеллектуальные конкурсы по предметам. Одним из значимых мероприятий в этом направлении является традиционный школьный праздник «День лицеиста», где учащиеся защищают в творческом конкурсе любимый предмет, где награждаются лучшие по предмету и произносятся слова Клятвы лицеиста. Гуманитарный класс Татьяны Геннадьевны всегда был активным участником этого мероприятия, а в 2004 учебном году занял второе место на Дне лицеиста. Одним из главных результатов работы Татьяны Геннадьевны в направлении «Интеллект» является тот факт, что в 11-м классе 100% учащихся гуманитарного класса приняли участие в школьной научно-исследовательской конференции.

· «Дом». Цель работы Татьяны Геннадьевны в этом направлении – максимально сблизить интересы родителей и педагогов по формированию развитой личности. «Дом – это место, где тебя любят и понимают», - от этой истины отталкивается Татьяна Геннадьевна, при организации работы в этом направлении не забывая о том, что гармония в отношении детей и родителей – залог психического и душевного здоровья. С этой целью проводятся посещения учащихся на дому, родительские собрания проводятся в нетрадиционной форме – форме дискуссий, диспутов, круглых столов, психологических тренингов. На собрания приглашаются учителя по другим предметам, социальный педагог, психолог. Традицией становятся совместные собрания учеников с учителями – такие собрания могут проходить как в форме беседы, так и в форме деловой игры. Организуется совместный досуг детей и родителей.

· «Природа». В русле этого направления – проводимые экологические акции, ухаживание за пришкольным участкам, пешеходные и лыжные прогулки.

· «Здоровье» - это направление, где здоровьесберегающие технологии используются учителем для демонстрации учащимся значимости их психического и физического здоровья. Здесь проводились следующие формы внеклассной работы: тематические классные часы о здоровом образе жизни, анкетирование с последующим совместным анализом результатов, просмотр и обсуждение видеофильмов. Кроме того, будучи увлеченной туризмом, Татьяна Геннадьевна и своих воспитанников старалась привлечь к занятию этим видом спорта. Учащиеся ходили со своим классным руководителем в походы, участвовали в спортивных соревнованиях. На настоящий момент уже в новом, седьмом, классе Татьяны Геннадьевны сложилось объединение любителей туризма «Созвездие», члены которого часто проводят выходные вместе со своим классным руководителем в походах и на соревнованиях. И эта работа имеет свои результаты: Кристина Вельмейкина и Лена Мамонова являются призерами городских соревнований в рамках туристского фестиваля «Осенняя мозаика», а Артем Бойков в соревнованиях по велотуризму выполнил норматив второго взрослого разряда. Если же говорить об одиннадцатом гуманитарном классе, то весомым результатом проводимой работы является снижение количества простудных заболеваний в одиннадцатом классе по сравнению с десятым на 25%

Метод коллективных творческих дел является ведущим при организации работы по следующим направлениям:

· «Красота». Здесь основная цель учителя – развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного, воспитание средствами искусства. Помимо посещения театральных представлений, концертов и выставок, в этом направлении – организация собственных выступлений – концертов, литературно-музыкальных композиций. Организация подобного рода мероприятий проходит по системе КТД (коллективно-творческих дел), однако, в отличие от системы Иванова, в работе Татьяны Геннадьевны акценты в совместной деятельности перенесены с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Здесь важным становится не групповое авторство идей, а личное и возможность отстаивать свое мнение в группе, не приоритет командного участия, а согласованность индивидуальной деятельности с групповой, а при анализе мероприятий – не оценка группового участия, а оценка своего развития в процессе данного коллективного дела.

· «Отечество». Основная цель Татьяны Геннадьевны в этом направлении – воспитание патриота и гражданина. Школа имеет богатую историю и традиции в организации работы именно в этом направлении. Татьяна Геннадьевна активно сотрудничает со школьным музеем, посвященным памяти нашего земляка генерала А.И. Родимцева. Воспитанники Татьяны Геннадьевны принимают участие во всех акциях музея: операциях «Слава», «Доблесть», «Новый год в доме ветерана». Они были одними из активных помощников и организаторов Всероссийского слёта родимцевцев, участвовали в агитбригаде, в торжественном заседании детского патриотического объединения «Родимцевец», подготовили под руководством классного руководителя литературно-музыкальную композицию, посвященную Сталинградской битве (подготовка осуществлялась по принципу КТД). Новые воспитанники Татьяна Геннадьевны подружились с ветераном войны и труда Берлёвой А.В. и совместно с учащимися 11-х классов собирают материал о её жизни.

Стоит сказать, что наряду с названными технологиями в работе Татьяны Геннадьевны применяются личностно-ориентированные технологии. При таком подходе воспитание – это прежде всего поддержка ребенку в его личностном росте. И здесь большое значение имеет индивидуальная работа с воспитанниками: беседы по душам или просто письма и сказки, которые Татьяна Геннадьевна пишет свои ученикам. Эта форма общения дает возможность ребенку осознать ответственность выбора в сложной ситуации, вызвать желание покопаться в собственной душе, потребность понять другого. На каждого учащегося была заведена личная папка, где фиксируется личностный рост, хранятся результаты тестирования, значимые сочинения, письма к самим себе в будущем, отзывы одноклассников.

В системе воспитательной работы сложилась система ученического самоуправления. В классе выделяется шесть объединений, каждое из которых отвечает за работу по своему направлению (см. выше). Возглавляет группу лидер, увлеченный работой именно в этом направлении. А управление классом осуществляется по системе сменных командиров – каждый из лидеров, возглавляющих работу объединения, попробует себя в роли командира класса, причем именно тогда, когда соответствующее направление станет ведущим (например, во время Месяца Славы (февраль) класс возглавит лидер группы «Отечество»). В организации больших мероприятий, требующих длительной подготовки, ответственность ложится на Совет Дела, куда входят люди активные и компетентные в данном виде деятельности.

Большую роль в воспитательной системе класса играют родители учащихся. Родители приглашаются на все значимые мероприятия класса, входят в Совет Дела при подготовке серьезных творческих дел, осуществляют классному руководителю помощь в организации досуга учащихся, сопровождают в загородных поездках и походах. Родительский комитет участвует в подготовке родительских собраний, особенно если запланировано собрание с участием детей.

Совместно с психологом школы дважды проводилась социометрия, показывающая психологический климат в классе, диагностирующая эмоциональные связи, симпатии и антипатии (методика Дж.Морено) – в 10-м и 11-м классах. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся с 0,5 (средний уровень групповой сплоченности) до 0,71 (что считается достаточно высоким уровнем). Если в 10 классе среди учащихся классе были не принятые, то к одиннадцатому классу их не осталось, а показатель эмоционального климата с 50% (средний показатель) поднялся до 79%, что говорит о благоприятном эмоциональном климате.

Татьяна Геннадьевна неоднократно выступала на школьных методических объединениях классных руководителей. В 2006 году приняла участие в областном конкурсе, посвященном истории символики Российской Федерации и Оренбургской области «И гордо реет флаг державный» и заняла I место в разработке внеклассного мероприятия – классного часа о символах Оренбуржья. Разработка другого внеклассного мероприятия – сценария литературно-музыкальной гостиной «Будем как солнце» размещена на сайте всероссийского интернет-педсовета.

Категория: Воспитательная деятельность | Добавил: metodikal3
Просмотров: 6127 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024