Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы Бахаревой О.Е. - Педагогика - Методические статьи - Методические разработки учителей, творческие работы учащихся - Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3"

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 185



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 05.12.2016, 07:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3" города Оренбурга
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки учителей, творческие работы учащихся


Главная » Файлы » Методические статьи » Педагогика

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы Бахаревой О.Е.
[ ] 28.10.2009, 21:31
Моя педагогическая концепция.
                                                     
                                                          Пока вы вдохновением горите,
                                                          Пока сердца для песни живы,
                                                          Своей работе посвятите
                                                          Души прекрасные порывы.

             Одно из необходимых условий успешной работы  школы в режиме развития - высокая степень профессионализма учителей. Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной успешной и трудной. «Учение всегда было и остается трудом, но трудом, полном мысли», - писал К.Д.Ушинский. Именно учителю предоставлена возможность научить ребенка самостоятельно , глубоко, системно и последовательно мыслить. Но все же вместе с рациональными знаниями и умением мыслить , пониманием процессов и явлений очень важно развивать эмоционально - нравственную сферу растущего человека.
Что же такое нравственность?
Понятие “нравственной личности” включает в себя множество духовных качеств человека. Это - доброта и сочувствие, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, обязательность, уважение друг к другу, трудолюбие, уважение к своему и чужому труду, усидчивость, дисциплинированность, соблюдение норм поведения, любознательность…


Придя в школу и проработав некоторое время над проблемой развития нравственных качеств средствами внеклассной воспитательной работы по русскому языку и литературе, я быстро обнаружила, что традиционно сложившиеся подходы  и методы педагогической деятельности оказывают не значительное влияние на учащихся. Уровень воспитанности детей не отвечает требованиям понятия “нравственной личности”.   
Вот тут я и обратилась к истокам именно традиционной парадигмы образования. Нещадно критикуемая в настоящее время различными авторами и с различных позиций классическая (традиционная) система образования при всех её отрицательных сторонах  ориентировала школу на воспитание молоде­жи на основе «классических» человеческих ценностей. Именно школа отвечала за выработку у подрастающего поколения этических норм (право­вых, моральных и нравственных). В основе этого процесса располагался УЧИТЕЛЬ - носитель знаний, ценностей, умений и навыков, подходов и идей. Авторитет и компетентность учителя во многом определяет  поведение ребёнка.  Таким образом, достижение любых результатов требует перестройки собственных подходов к деятельности, а может, и собственного мировоззрения.  
Обратившись к идеям педагогического управления, я обнаружила там   ряд продуктивных идей   и технологий организации деятельности. Следуя рекомендациям , я определила в качестве основной идеи своей педагогической концепции - создание условий для развития и саморазвития не только нравственных качеств личности, но и развитие творческих способностей.
       Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать и стараюсь
·    в процессе обучения и воспитания развивать и постоянно поддерживать гуманные гражданские чувства - гордость за принадлежность к человечеству, к своему народу, городу, улице - к большому и малому отечеству, стремление служить ему;
·    научить каждого ребенка понимать и любить природу , жить с нею в единстве, осознавать себя в природе и природу в себе;
·    с детства приучать растущего ребенка к подлинной культуре здоровья: физической , психической, нравственной.
·    формировать разумные стремления: потребность к преодолению трудностей, постановке и достижению цели, потребность проявлять добро, создавать новое, потребность быть счастливым и дарить счастье другим людям.
Базовая образовательная модель- универсальные знания и паритет всех блоков культуры: господство проективного метода, формирование субъекта, способного к рефлексии и самоорганизации; интегративный проектный принцип преподавания; поликультурность, глобальность,  многовариантность, неограниченность.
В основу своей деятельности я закладываю следующие принципы:
   1. Личностно - развивающий принцип - каждый урок должен воспитывать нравственно.
2.    Принцип деятельностного подхода к творческому развитию личности- на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ.
3.    Принцип сотрудничества и взаимопомощи - использовать различные формы работы.
4.    Принцип проблемности обучения - каждый урок решение личностно-значимой проблемы                    

           Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена концепция , программа учительского труда, его общественная польза и значимость, поэтому стараюсь придерживаться вошедших в педагогическую практику норм и требований :
·    отлично владеть своим предметом, стараться знать все или многое о    современных достижениях наук, сопредельных с предметом, который преподаю, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания;
·    глубоко знать содержание преподаваемого курса, серьезно и обстоятельно готовиться к урокам, в том числе и психологически;
·    применять современные педагогические технологии в образовательном процессе, много и с удовольствием работать в своем кабинете, создавать и использовать разные ряды наглядности;
·    настойчиво и без раздражения работать с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта.
          А.М.Горький писал : «Нужно, чтобы ребенок приучался себя чувствовать хозяином мира и наследником всех благ», поэтому моя главная задача - не только научить детей, но и зародить интерес, показать направление, превратить в творческую личность.
     В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем и использовать современные педагогические технологии, ведь «педагоги не могут кого - то учить, если в это же время усердно не учатся сами».
На уроках литературы, я направляю внимание детей на глубокие нравственно- эстетические проблемы, чтобы они их увидели, пропустили через свой разум и сердце, нашли их решения и сделали адекватные выводы.
Дискутируя по тому или иному вопросу, дети учатся слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, учатся сочувствовать и сопереживать героям, перенося эти уроки на личную жизнь.
На уроках русского языка я специально подбираю языковой материал, на основе которого нужно творчески мыслить. Это и тексты контрольных диктантов, изложений, тексты для изучения новых тем, для анализа, предложения для разбора, слова для составления предложений, для любого вида разборов и т.д.
Чтобы повысить учебную мотивацию учащихся и интерес к языку и слову, я использую различные типы уроков. Урок- зачет, урок- семинар, урок- гостиная, урок - ролевая игра, урок - деловая игра, лингвистические конкурсы, КВН, которые формируют трудолюбие ответственность, самостоятельность, развивают творчески, воспитывают уважение друг к другу, тактичность, дисциплинированность, сотрудничество. Широко использую технические средства обучения: прослушивание музыкальных произведений, просмотр учебных видеофильмов воспитывает в детях потребность к прекрасному, расширяет эмоциональную сферу.
Большое внимание уделяю самостоятельной деятельности учащихся. Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальные сообщения, любые виды домашних заданий, сочинения, учебные проекты - воспитывают трудолюбие, ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение выражать и отстаивать свою точку зрения.Для повышения качества обучения учитываю индивидуальные особенности учащихся.
Мне близки идеи, представленные в работах академика В.М.Монахова, который предложил свою педагогическую технологию. Ее основные принципы заключаются в следующем :
-   доверие педагогическому профессионализму учителя;
- безусловное соблюдение физиолого - гигиенических норм работы      ученика;
- гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;
- комфортность ученика и комфортность учителя.
          Педагогическая технология рассматривает два основных этапа: этап проектирования и этап реализации в учебном процессе. Технология предполагает формирование у учителя методики ведения всего учебного процесса на учебный год. С этого начинается ее использование. Основной объект технологии - это учебная тема. Учитель впервые приглашается к сотрудничеству, реально, а не на словах, становится соавтором проекта учебного процесса. В основе этой ответственной и по - настоящему творческой деятельности учителя лежат государственные документы стандарта и программы.
         Технология формирует у учителя достаточно наглядные представления об учебном процессе, который проектируется учителем, и его главной характеристике - логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которая разбивается на группы по числу микроцелей. Это некая группа уроков, на которых , во- первых, должна быть достигнута микроцель, во- вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.
             Говоря об инновационных процессах в образовании, хочется сослаться и на мнение наших ученых, оренбургских профессоров. В.Г.Рындак, зав. кафедрой общей педагогики ОГПУ, доктор педагогических наук, сказала : « Инновационный педагогический опыт, как правило, - результат творческого труда, и использоваться он должен творчески». Моя работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Я совместно с детьми проживаю и переживаю все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом нахожу возможность и проявляю стремление работать творчески. Моя творческая деятельность строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

         И.И.Буева, зав. кафедрой педагогики и гуманитарных дисциплин Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М.Ростроповичей, кандидат педагогических наук, научный руководитель нашего лицея отметила : «На смену повсеместному увлечению инновациями, в результате которых вместе с отказом от старого «выплескивались и младенцы», пришло время «собирать камни», возвращаться к уже имеющемуся опыту, переосмысливать его в новых условиях». Поэтому современная школа может развиваться и быть востребованной только при творческом учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания. Школа создается кропотливым трудом учителя, а славу ей приносят ученики.

Категория: Педагогика | Добавил: metodikal3
Просмотров: 6981 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.4/10 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016