Усвоение орфографии в процессе активной познавательной деятельности учащихся среднего звена. Методическая разработка Бахаревой О.Е. - Методика русского языка и литературы - Методические статьи - Методические разработки учителей, творческие работы учащихся - Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3"

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 185



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 05.12.2016, 07:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3" города Оренбурга
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки учителей, творческие работы учащихся


Главная » Файлы » Методические статьи » Методика русского языка и литературы

Усвоение орфографии в процессе активной познавательной деятельности учащихся среднего звена. Методическая разработка Бахаревой О.Е.
[ ] 28.10.2009, 21:24
         В своей работе мы обратимся к методике преподавания русского языка в школе.  
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Тема нашего исследования: «Усвоение орфографии в процессе активной познавательной деятельности учащихся среднего звена».
Наш образовательный проект рассчитан на детей среднего школьного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс изучения и усвоения орфографических правил па уроках русского языка в среднем звене.
Предметом исследования является  система работы по усовершенствованию навыков правильного письма .
Цель нашего исследования - теоретическое обоснование и практическая разработка эффективной системы изучения орфографии на уроках русского языка в среднем звене .
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: система работы по выработке орфографических навыков будет эффективной ,
-если каждое орфографическое правило ( где возможно ) будет мотивировано , исходя из особенностей восприятия его учащимися конкретных классов , теоретически доказано ;
- если работа над орфографическим  правилом будет осуществляться  на основе творческой деятельности учащихся ,будет закреплено в системе творческих упражнений ;
- если при работе над орфографическим правилом будет соблюден принцип усложнения работы ученика -учителя .
Определение цели , объекта ,предмета , гипотезы позволило выделить конкретные задачи исследования .
1.Изучить научно - методическую литературу по данной проблеме .
2.Произвести отбор содержания для программы эксперимента .
3.Определить критерии эффективности реализации программы .
4.Проанализировать и обобщить результаты экспериментально -исследовательской работы .

При подготовке и планировании эксперимента выделяют следующие этапы:
Диагностирующий - позволяет констатировать исходное состояние качества учебно-воспитательного процесса в классах, в школе, где планируется развернуть педагогический эксперимент. Диагностирующий этап уточняет, конкретизирует основную проблему, противоречия, которые предполагается разрешить в результате эксперимента.
Прогностический - предполагает осмысление и формулировку целей, выдвижение рабочих гипотез. Кроме того, на данном этапе может быть осуществлена фрагментальная проверка и выявление наиболее перспективных рабочих гипотез и стратегий педагогического исследования.
Организационно-подготовительный - обеспечивает материальную базу проведения эксперимента, распределение задач и заданий между педагогами-экспериментаторами, создание необходимого морально-психологического климата, настроя учителей-экспериментаторов на понимание актуальности и практической значимости решаемых экспериментально-исследовательских задач.
Организационно-практический - направлен на реализацию новых идей, новых методик и педагогических технологий обучения и воспитания.
Обобщающий - дает возможность обобщить, оформить результаты педагогического эксперимента.
Внедренческий - ориентирован на распространение и более широкое внедрение новых педагогических идей и технологий обучения и воспитания.
Кроме указанных выше методов,в нашем педагогическом исследовании мы использовали метод беседы-типа интервью,метод «срезов» , который позволяет сделать срез-выявить у учащихся уровень развиваемого, диагностируемого качества,метод факторного и корреляционного анализа, метод изучения школьной документации и др.
Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что “правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правиль­ному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упраж­нений, так чтобы оно стало навыком”.
Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непре­рывной целенаправленной работы.
Принимая в начале учебного года новый класс, я с первой же недели ста­раюсь выявить наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учёта успеваемости на отдельной странице записываются фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчёркиваются).
Главное в словарно-орфографической работе - выработка орфографической зоркости.
С досадой обнаружила, что ученики, пришедшие из начальной школы, не уме­ют списывать и допускают ошибки даже в тех словах, где нет пропущенных букв. С тех пор я провожу контрольное списывание, предупреждая пятикласс­ников, что за одну ошибку при списывании ставится неудовлетворительная оценка. Результаты первой работы были очень плохими. Но постепенно дети становились более внимательными. До сих пор я провожу две такие работы каждую четверть.
Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письмен­ной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют её: "В слове далёкий в корне безударная гласная, проверяемая ударением, - даль". И т.п. Здесь очень помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться.
На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или "По следам ошибок", когда вызываются двое-трое учащихся (поочередно) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты (два в четверть).
В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс рабо­тал (в конце моей тетради учета есть страница, где указываются дата, вид письменной работы и слова, в которых было допущено наибольшее коли­чество ошибок). Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.
Если ученики получают за словарный диктант "2", то они имеют возможность через несколько дней переписать его, но оценка при этом на балл снижа­ется. Если ученик не готовился к работе повторно, значит, двойка остается, но на уроках я с ним работаю индивидуально, подключая его к работе "По следам ошибок".
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографи­ческую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно дли при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, считалки и под.
Оживленно проходит работа с книжками-малышками: учитель подчеркивает в них слова и дает задание: объяснить орфограммы, слово с пометкой разо­брать по составу, а первое предложение - по членам.
Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько кар­тинок с изображением предметов, явлений, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за эти ответы обычно бывают положительные. Вот примерные наборы слов для карточек-картинок.
1. Скворечник, корова, ученица, мыши, снегирь, снежинка.
2. Арбуз, лыжи, следы, ученики, цыпленок.
3. Сова, машина, трамвай, гриб, деревья, синичка. 4. Солнце, собака, заяц, петух, щетка.
Вот пример такой карточки:
Словарный диктант. Запиши словами. На какие правила эти слова?
Наряду с традиционными карточками, содержащими тексты и задания, я поль­зуюсь и карточками, которые содержат только задание (его можно записать и на доске - если работает весь класс). В качестве текста в таком случае выступает указанная учителем страница учебника. Например, на доске вычер­чена таблица, в которую школьники вписывают слова из "Муму" И.С. Тургене­ва (от слов "Но вот Герасима привезли в Москву... "до"...как недоумевает"; или: от "Дела у него было немного... "до" И надо сказать..."). В тетради по­лучается такая запись.
Очень хорошо, что подобные работы включены сейчас в учебники. Насколько тщательно выучены и повторены правила правонаписания, прове­рять нужно постоянно.
В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым учени­кам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам. Например:
1. Найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными.
2. Правописание предлогов. Найди ошибку в тексте, найди еще 2-3 примера из текста.
3. Как пишется не с глаголами? Найдя ошибку в тексте.
Это задание можно дать ученику на уроке, а можно - для работы дома. Та­кие индивидуальные карточки очень помогают повышать грамотность.
Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь, как пишется слово, в котором он допустил ошибку, он отвечает, что знает это правило, и это знает, и это...
Да, он знает правила, он их заучил, но, когда пишет, он не видит случаев, когда их нужно применить.
Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабо успевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.
И вот я стала искать...
Как добиться, чтобы ученик не только заучивал правила, но и видел орфограммы?
Выработка навыков правописания - процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но это очень скучно! Вот и постройте практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.
Ученик должен удивляться тому что:
- он видит орфограммы,
- он может написать их правильно,
- всё это дает хорошие результаты,
- ему нравится работать,
- на уроках русского языка интересно!
Ученик не должен переставать удивляться. Он будет приходить на урок с определенным настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам. Он видит, он может. С каждым уроком его грамотность улучшается. И дома нет проблем: дома тоже удивляются и с нетерпением ждут, какую оценку и какие новые знания получит ребенок.
Не переставайте удивлять своих учеников - удивлять нестандартностью!
Начиная урок, некоторые учителя (особенно те, кто плохо владеет классом) каждый раз теряют 1-2 минуты на то, что отмечают отсутствующих в классе, делают замечания опоздавшим, выясняют причины опоздания или отсутствие кого-то в классе. Некоторые ученики не могут успокоиться: кто-то подрался во время перерыва и ему не до урока, кто-то получил на предыдущем уроке "2" и переживает это, а кто-то получил "5", он возбужден и его переполняет радость и т.д. Поэтому, когда вы вошли в класс, поздоровались с ребятами, скажите: "Разминка две минуты. Работаем".
В классе наступает полная тишина. Каждый занят своим делом: один просматривает блокнот с работами над ошибками, другие повторяют забытые правила (вдруг ему дадут индивидуальную работу), третьи читают или учат, если не выучили правило, которое надо было выучить дома. Те, кто пришел на урок в возбужденном состоянии, успокаиваются. Если были опоздавшие, не выясняйте причины опоздания, пусть учащиеся тихонько входят в класс и готовятся к уроку. Найдутся и такие, кто просто смотрит в учебник, делая вид, что читает правило. Но и они тоже психологически готовятся к уроку.
Все успокоились, вы (пока ребята готовятся к уроку) отмечаете отсутствующих в классе.
Две минуты прошли, можно начинать урок.
Такую "разминку" надо проводить перед каждым уроком (даже если у вас уроки сдвоенные). Не жалейте этих двух минут. Постепенно ученики привыкнут к "разминке" и будут использовать ее для дела.
Итак... Каждый урок должен заканчиваться подведением итога. В конце урока, минут за 5-7 до звонка, взяв в руки тетрадь, ученики должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке, начиная с "разминки". Каждый, кого вы спросите, отвечает, что он повторял во время "разминки". Затем упоминаются орфограммы, с которыми ученики работали кто у доски, кто в тетрадях, когда выполняли индивидуальную работу; если была работа с перфокартами, то с какими частями речи работали (это мог быть синтаксический разбор предложения, разбор по составу, фонетический или морфологический разбор). А какие орфограммы были записаны при работе над ошибками? И, наконец, с какими новыми орфограммами познакомились при объяснении нового материала?
За эти 5-7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Это прекрасное повторение и закрепление, способствующее активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала.
Я убедился в том, что орфографический навык успешно формируется на базе более про­стых навыков и умений, которые являются ком­понентами орфографического навыка. Я имею в виду:
- автоматизированный графический навык письма,
- умение производить звуко-буквенный и слоговой анализ слов,
- умение распознавать части речи,
- умение устанавливать морфемный состав слов, - умение подбирать однокоренные слова,
- умение опознавать орфограммы. При обычной организации обучения рекомен­дуется одна проверочная работа в конце те­мы, промежуточные же результаты усвоения материала не учитываются (они выводятся на основе общих наблюдений за работой всего класса, выполнения тренировочных упражнений.
Из своего опыта знаю, что крайне необходимы систематическая проверка усвоения именно опорных знаний и формирова­ние на их основе умений и навыков учащихся. Осуществлять ее можно с помощью провероч­ных работ, которые позволяют выявить уровень подготовленности каждого ученика, проследить темпы его продвижения в обучении, а также своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предупредить неуспеваемость.
Моя система проверочных работ предусмат­ривает проверку знаний учащихся на трех ос­новных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление, ак­тивное оперирование усвоенным.
Для проверки первичного усвоения я даю наиболее простые задания, позволяющие определить степень понимания учащимися изу­чаемого материала.
Для проверки прочности усвоения материала и умения оперировать изученным брались бо­лее сложные задания, включающие и вопросы по повторению.
Третий этап - этап контрольной или твор­ческой проверки знаний, умений и навыков по определенной теме; его цель - установить, на­сколько свободно и уверенно учащиеся владе­ют знаниями, насколько сформированы их уме­ния и навыки.
Время проведения проверочной работы -5- 7-10 минут; итоговые, творческие задания рас­считаны на 15-20 минут урока или домаш­него задания).

Я думаю, что повторение - важный этап в осмыс­лении знаний, совершенствовании уме­ний и навыков учащихся по русскому языку. Оно дает возможность воспро­извести в памяти ранее изученный ма­териал, а также выполнить еще раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил.
Очень важно при повторении про­должить дальнейшую отработку умения четко строить рассуждение при приме­нении правила у средне- и слабоуспе­вающих школьников, совершенствовать их навыки самоконтроля.
Первой ступенью в достижении этой цели является обобщение изученного материала, которое можно провести с помощью таблиц.
Что значит алгоритм правила? Это разбивка правила на несколько этапов, вычленение особенностей правила, составление схемы, по которой легко вос­станавливается формулировка правила. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формули­ровке правила по схеме работают два вида памяти - зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить.
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать олово по составу и опре­делять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем-алгоритмов). Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы.
Работа по повторению орфографии должна проводиться в тесной связи с развитием речи учащихся.
Для развития связной речи учащих­ся полезно провести наблюдения над текстом. Учащиеся определяют тему и главную мысль отрывка, пересказывают его содержание, объясняют повторяе­мые орфограммы.
Таким образом, ведущими линиями при повторении изученного являются учет сформированности орфографиче­ского навыка у разных по успевае­мости групп учащихся, обобщение ма­териала с помощью использования таб­лиц, алгоритмов, связь работы по орфо­графии с развитием речи школьников.
Уроки повторения я также провожу и в конце года - обобщающие уроки, и понятно, что главная задача таких уроков - привести в систему полученные знания. Уроки обобщения должны сосредоточивать внимание учащихся  на самом важном, практически нужном материалом. Уроки повторения - уроки, развивающие самостоятельность и инициативу учащихся: они создают и свои упражнения и разнообразные карточки - зачеты и пишут разного рода творческие работы.
Оценка качества и результативности усвоения материала является очень трудной задачей,так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся.
Результативность достигается экономным и целесообразным расходованием времени,применением разнообразного арсенала методов и средств обучения.Большую роль здесь играют и личностные качества учителя,главным из которых,по мнению Л.Н.Толстого , являются «любовь к делу и любовь к ученикам».
Для системного отслеживания результатов обучения могут быть использованы такие способы,как:
- наблюдение активности на уроке;
- беседа с учащимися и родителями;
- экспертная оценка педагогов по другим предметам;
-анализ творческих,исследовательских работ,результатов выполнения диагностических заданий учебника или рабочей тетради;
-анкетирование;
-тестирование.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу(экзамен,тест),так и портфолио ученика,то есть совокупность самостоятельно выполненных работ(схемы,рефераты,эссе) и документально подтвержденные достижения(грамоты,дипломы).Итоговая оценка может быть накопительной,когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах,которые суммируются по окончании всего курса.При этом можно использовать и рейтинг , когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся,а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.

Категория: Методика русского языка и литературы | Добавил: metodikal3
Просмотров: 2725 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016