Описание педагогического опыта Воробьёвой Татьяны Геннадьевны, учителя литературы
[
]
29.10.2009, 19:08
Воробьёва
Татьяна Геннадьевна на протяжении 4-х лет работает над проблемой «Организация
исследовательской деятельности учащихся как фактора повышения качества
литературного образования». Данная работа содержит эксперимент по включению в
исследовательскую деятельность старшеклассников лицея, анализ развития
литературных способностей и сформированности литературоведческих копметенций у
данных школьников в сравнении с контрольной группой. Результатом исследования
явилось создание программы дополнительного образования (см. портфолио) и
рекомендаций по её выполнению. Программа прошла апробацию и имеет несомненные
положительные результаты. Опыт работы по данной программе был обобщен и
опубликован на сайте «Интернет-государство учителей» (http: www. intergu.ru).
Среди основных направлений обновления
образовательного процесса, предлагаемых отечественными учеными в качестве
приоритетных, необходимо назвать личностную ориентацию образования, усиление
методологической составляющей в структуре учебного знания (предлагается не дать
знания, а научить их добывать), усиление деятельностного компонента и
практической направленности. Всему этому отвечает использование в обучении
исследовательских методов. Это и определяет актуальность проблемы. При
работе над данным проектом учитель ставил перед собой цель создать
образовательную модель развития качества литературного образования школьников
средствами научно-исследовательской работы.
Опираясь на
взгляды С.Т. Шацкого, на работы А.В. Леонтович, на обобщение опыта Л.Ю. Ляшко,
одного из организаторов Всероссийского проекта «Юность. Наука. Культура»,
Татьяна Геннадьевна формулирует понятие учебно-исследовательской деятельности и
создает модель применения исследовательских методов в обучении, соединяя
урочную и внеурочную деятельность. В результате была разработана программа
лаборатории, которая видится учителю как своего рода предметный кружок, однако
отличается от традиционных форм внеклассной работы по предмету сочетанием
групповых и индивидуальных форм работы. Учитель предлагает не только
использовать небольшие научные открытия учеников при изучении соответствующих
тем в программе школьного курса литературы, не только дает задания
исследовательского плана при подготовке к школьному уроку, но и использует
материал, наработанный старшеклассниками, при обучении в среднем звене и,
напротив, предлагает старшеклассникам использовать в исследовательской
деятельности материал наблюдений ребят младшего возраста. Так складываются
исследовательские группы разновозрастного состава, и школьники среднего звена
получают представление о принципах исследовательской деятельности.
Программа
лаборатории рассчитана на 1 год. Она включает в себя групповую и индивидуальную
работу. Система групповых занятий включает в себя 4 блока:
теоретико-литературный блок; методология научного исследования и стилистика
научного текста; техника спора и публичного выступления; выполнение олимпиадных
заданий. Тематика занятий дает возможность использования различных форм
проведения: лекция, практикум, деловая игра, диспут, «мозговой штурм»,семинар,
различные виды творческих работ. Необходимость овладения навыками поиска
информации определяет такие формы работы, как экскурсия в библиотеку и архив,
практическое занятие в компьютерном зале, посвященное приемам и способам
получения информации в сети Интернет.
Индивидуальные занятия направлены на отработку
конкретных навыков создания текстов научного стиля и представляют собойконсультации по темам научных исследований,
выбранных учащимися. Темы данных исследований не обязательно находятся строго в
рамках литературоведения. Это могут быть темы, связанные с лингвистикой
русского языка, философией, социологией, психологией, культурологией,
искусствоведением, журналистикой. Специфика исследований в данных областях
знания дается также на индивидуальных консультациях. В ходе обучения учащиеся
должны приобрести необходимые знания теории литературы и научиться применять их
в литературоведческом анализе, научиться решать нестандартные задачи,
предлагаемые на олимпиадах по литературе, провести собственное научное исследование
в области одной из гуманитарных дисциплин и защитить его при выступлении на
одной из конференций.
Стоит отметить, что классическая модель организации
исследований не всегда дает положительный результат. Предлагается иная
схема: обнаружение интересного факта — осваивание методов изучения объекта
или явления — определение целей и задач — дополнительные
исследования — обработка и оформление результатов — защита.
Собственно тема исследования формулируется уже в ходе работы, когда интересы к
определенным аспектам заинтересовавшего явления устоялись. Интересная тема
возникает при знакомстве с каким-либо объектом или явлением. Затем
начальная заинтересованность перерастает в желание узнать побольше
об обнаруженном факте. Дети начинают добывать информацию у консультантов,
пытаются проводить эксперименты. Так, например, работа, посвященная анализу
особенностей создания образа реки Урал в романе В. Правдухина «Яик уходит в
море», родилась после участия в Международной российско-казахстанской
экспедиции «По следам Правдухина». Задача руководителя – дать общие
рекомендации по исследованию, определить перспективы работы. Совместно
обозначаются цель и задачи работы, составляется план дальнейших действий
ребенка или группы. На всех этапах исследовательской работы необходима
искренняя заинтересованность и поддержка руководителя — часто
от этого зависит общий исход дела. Поскольку темы работ достаточно
разнообразны, то возникает необходимость консультироваться со специалистами
различных областей науки. Организация таких встреч — одно из условий
положительных результатов работы. Для начинающего исследователя чрезвычайно
важным является публичное обсуждение результатов своих исследований. Здесь
большие возможности дает участие в конференциях различного уровня. Важно
совместно с учащимися продумать не только структуру выступления и возможные
вопросы, но и привить определенную культуру устного выступления, поработать над
выразительностью и эмоциональностью речи, наглядностью и иллюстративностью, над
формой представления результата (и здесь на помощь приходят
информационно-коммуникативные технологии – школьники учатся составлять
презентации, сайты и т.д.)
Если говорить о повышении качества
литературного образования как о результате технологии, то, согласно гипотезе
учителя, работа в данной лаборатории должна была прежде всего отразиться на тех
литературоведческих компетенциях, которые связаны со способностями и с
мотивационной сферой: развитие речи, читательских интересов, художественного
вкуса, и в меньшей степени – на знаниевой составляющей литературного
образования (поскольку работа над одной узкой темой не обеспечивает знания
остальных тем). Однако сравнение уровня знаний теории литературы, текстов
художественных произведений, истории литературного процесса и его законов
членов лаборатории с контрольной группой их же одноклассников, не занимающихся
подобной деятельностью, показывает значительный рост юных исследователей по
всем критериям. Исследовательская деятельность не только развивает
творческое мышление, речь, пробуждает интерес к литературе, но и приводит к
пониманию общих законов художественного творчества, помогает освоить теоретико-
литературные понятия и историю литературы.