Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 187



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Среда, 01.05.2024, 17:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3" города Оренбурга
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки учителей, творческие работы учащихся


Главная » Файлы » Методические статьи » Методика русского языка и литературы

Описание педагогического опыта Воробьёвой Татьяны Геннадьевны, учителя литературы
[ ] 29.10.2009, 19:08

Воробьёва Татьяна Геннадьевна на протяжении 4-х лет работает над проблемой «Организация исследовательской деятельности учащихся как фактора повышения качества литературного образования». Данная работа содержит эксперимент по включению в исследовательскую деятельность старшеклассников лицея, анализ развития литературных способностей и сформированности литературоведческих копметенций у данных школьников в сравнении с контрольной группой. Результатом исследования явилось создание программы дополнительного образования (см. портфолио) и рекомендаций по её выполнению. Программа прошла апробацию и имеет несомненные положительные результаты. Опыт работы по данной программе был обобщен и опубликован на сайте «Интернет-государство учителей» (http: www. intergu.ru).

Среди основных направлений обновления образовательного процесса, предлагаемых отечественными учеными в качестве приоритетных, необходимо назвать личностную ориентацию образования, усиление методологической составляющей в структуре учебного знания (предлагается не дать знания, а научить их добывать), усиление деятельностного компонента и практической направленности. Всему этому отвечает использование в обучении исследовательских методов. Это и определяет актуальность проблемы. При работе над данным проектом учитель ставил перед собой цель создать образовательную модель развития качества литературного образования школьников средствами научно-исследовательской работы.

Опираясь на взгляды С.Т. Шацкого, на работы А.В. Леонтович, на обобщение опыта Л.Ю. Ляшко, одного из организаторов Всероссийского проекта «Юность. Наука. Культура», Татьяна Геннадьевна формулирует понятие учебно-исследовательской деятельности и создает модель применения исследовательских методов в обучении, соединяя урочную и внеурочную деятельность. В результате была разработана программа лаборатории, которая видится учителю как своего рода предметный кружок, однако отличается от традиционных форм внеклассной работы по предмету сочетанием групповых и индивидуальных форм работы. Учитель предлагает не только использовать небольшие научные открытия учеников при изучении соответствующих тем в программе школьного курса литературы, не только дает задания исследовательского плана при подготовке к школьному уроку, но и использует материал, наработанный старшеклассниками, при обучении в среднем звене и, напротив, предлагает старшеклассникам использовать в исследовательской деятельности материал наблюдений ребят младшего возраста. Так складываются исследовательские группы разновозрастного состава, и школьники среднего звена получают представление о принципах исследовательской деятельности.

Программа лаборатории рассчитана на 1 год. Она включает в себя групповую и индивидуальную работу. Система групповых занятий включает в себя 4 блока: теоретико-литературный блок; методология научного исследования и стилистика научного текста; техника спора и публичного выступления; выполнение олимпиадных заданий. Тематика занятий дает возможность использования различных форм проведения: лекция, практикум, деловая игра, диспут, «мозговой штурм», семинар, различные виды творческих работ. Необходимость овладения навыками поиска информации определяет такие формы работы, как экскурсия в библиотеку и архив, практическое занятие в компьютерном зале, посвященное приемам и способам получения информации в сети Интернет.

Индивидуальные занятия направлены на отработку конкретных навыков создания текстов научного стиля и представляют собой  консультации по темам научных исследований, выбранных учащимися. Темы данных исследований не обязательно находятся строго в рамках литературоведения. Это могут быть темы, связанные с лингвистикой русского языка, философией, социологией, психологией, культурологией, искусствоведением, журналистикой. Специфика исследований в данных областях знания дается также на индивидуальных консультациях. В ходе обучения учащиеся должны приобрести необходимые знания теории литературы и научиться применять их в литературоведческом анализе, научиться решать нестандартные задачи, предлагаемые на олимпиадах по литературе, провести собственное научное исследование в области одной из гуманитарных дисциплин и защитить его при выступлении на одной из конференций.

Стоит отметить, что классическая модель организации исследований не всегда дает положительный результат. Предлагается иная схема: обнаружение интересного факта — осваивание методов изучения объекта или явления — определение целей и задач — дополнительные исследования — обработка и оформление результатов — защита. Собственно тема исследования формулируется уже в ходе работы, когда интересы к определенным аспектам заинтересовавшего явления устоялись. Интересная тема возникает при знакомстве с каким-либо объектом или явлением. Затем начальная заинтересованность перерастает в желание узнать побольше об обнаруженном факте. Дети начинают добывать информацию у консультантов, пытаются проводить эксперименты. Так, например, работа, посвященная анализу особенностей создания образа реки Урал в романе В. Правдухина «Яик уходит в море», родилась после участия в Международной российско-казахстанской экспедиции «По следам Правдухина». Задача руководителя – дать общие рекомендации по исследованию, определить перспективы работы. Совместно обозначаются цель и задачи работы, составляется план дальнейших действий ребенка или группы. На всех этапах исследовательской работы необходима искренняя заинтересованность и поддержка руководителя — часто от этого зависит общий исход дела. Поскольку темы работ достаточно разнообразны, то возникает необходимость консультироваться со специалистами различных областей науки. Организация таких встреч — одно из условий положительных результатов работы. Для начинающего исследователя чрезвычайно важным является публичное обсуждение результатов своих исследований. Здесь большие возможности дает участие в конференциях различного уровня. Важно совместно с учащимися продумать не только структуру выступления и возможные вопросы, но и привить определенную культуру устного выступления, поработать над выразительностью и эмоциональностью речи, наглядностью и иллюстративностью, над формой представления результата (и здесь на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии – школьники учатся составлять презентации, сайты и т.д.)

Если говорить о повышении качества литературного образования как о результате технологии, то, согласно гипотезе учителя, работа в данной лаборатории должна была прежде всего отразиться на тех литературоведческих компетенциях, которые связаны со способностями и с мотивационной сферой: развитие речи, читательских интересов, художественного вкуса, и в меньшей степени – на знаниевой составляющей литературного образования (поскольку работа над одной узкой темой не обеспечивает знания остальных тем). Однако сравнение уровня знаний теории литературы, текстов художественных произведений, истории литературного процесса и его законов членов лаборатории с контрольной группой их же одноклассников, не занимающихся подобной деятельностью, показывает значительный рост юных исследователей по всем критериям. Исследовательская деятельность не только развивает творческое мышление, речь, пробуждает интерес к литературе, но и приводит к пониманию общих законов художественного творчества, помогает освоить теоретико- литературные понятия и историю литературы.

Категория: Методика русского языка и литературы | Добавил: metodikal3
Просмотров: 2376 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024