Описание педагогического опыта Абросимовой В.А., учителя физики - Методика физики - Методические статьи - Методические разработки учителей, творческие работы учащихся - Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3"

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 185



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 05.12.2016, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3" города Оренбурга
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки учителей, творческие работы учащихся


Главная » Файлы » Методические статьи » Методика физики

Описание педагогического опыта Абросимовой В.А., учителя физики
[ ] 28.10.2009, 21:55

 

Абросимова Валентина Алексеевна на протяжении 45-ти лет работает преподавателем физики и астрономии в МОУ  «Лицей №3». За это время она подготовила лауреатов Региональных (Научно-практическая конференция «Интеллектуалы XXI века» -Ляшков К., Пригодич А., Шеин Н. и др.), Всероссийских (Российская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура». – Конов А., Гавриков Д., Баркова Т., Денисов А., Юршев И. и др., Турнир им. М.В. Ломоносова – Коваленко И., Ворокута И., Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» - Коломиец А.) и Международных конкурсов (олимпиада в рамках Международной научной образовательной программы Сороса – Персидский А.)

Научный взгляд педагога обращен к проблеме интеграции знаний учащихся старших классов по физике с предметами естественнонаучного цикла. Результатом исследования явилось создание программы спецкурса «Биофизика» для учащихся физико-математических классов. В ней автор успешно реализует идею обновления содержания преподаваемой дисциплины с учетом Концепции модернизации Российского образования и организации профильного обучения учащихся старших классов.

Педагог опирается на опыт изысканий, посвященных проблеме интеграции, таких ученых, как В. Головнев, А. Католиков, О.И. Мальчина. Авторы выделяют пути организации учебного процесса за счет взаимопроникновения одних дисциплин в другие.  Результатом является разностороннее развитие личности. Основным способом обучения выступает создание ситуаций межпредметного характера, которые позволят рассматривать изучаемое понятие как единое целое. Решением межпредметной ситуации становится индивидуальное, необычное видение учеником окружающего мира (в слове, образе, функции, программе).

Используя технологию сотрудничества в качестве одного из условий организации учебного процесса, педагог способствует проявлению учащимися своих индивидуальных способностей, творческой активности и социальной зрелости.

Бинарные уроки, уроки-панорамы, создаваемые в содружестве с учителями химии, биологии, географии, ОБЖ, предполагают включение в свой методический арсенал немало интересных заданий межпредметного характера, в процессе выполнения которых учащиеся получают представление о применении физических методов исследования в других предметных областях.

Особое внимание уделяется урокам-диспутам, научным конференциям, так как здесь открываются широкие возможности для индивидуальной работы с учащимися: происходит знакомство с современными научными проблемами, развиваются исследовательские умения и навыки, создание творческого продукта как результата самопрезентации в виде проектов, дневников экскурсий, фотоальбомов и отчетов по результатам наблюдений и эксперимента. В качестве примера интеграции знаний разных предметных областей выступают научные работы учащихся: «Фотоэффект и фотосинтез (научное сравнение биологического и физического явлений)», «Влияние автомобильного транспорта на загрязнение среды и альтернативный вид двигателей», «Симметрия как основа мира», «Электрохимическая энергетика», «Биомеханика плавания», «Виды влаги в горных породах и их влияние на свойства грунтов», «Дифракционная окраска насекомых»  и другие.

Воспитательный аспект обучения учащихся нашел свое отражение в организации тематических вечеров по биофизике, так как, в отличие от научно-исследовательских конференций, на вечере предполагается большое число гостей, а отсюда особенности организационной работы: сообщения учащихся должны быть предельно сжатыми и четкими; выступления необходимо сопровождать красочными и запоминающимися демонстрациями, последний этап – «агитационная» работа – выпуск тематической газеты, плаката, брошюры, буклета. Педагогические возможности этой формы совместной деятельности: развитие логического и критического мышления, умений устной речи и публичного выступления, умений саморегуляции, формирование коммуникативной толерантности, опыта взаимодействия, сопричастность к решению проблем политической, экономической и культурной жизни общества. Рефлексивная деятельность связана с участием учащихся в дискуссиях на темы: «Жизнь – явление планетарное или космическое?», «Было ли начало, будет ли конец мира?», «Атомная энергетика – благо или вред человечеству?» и др.

Интегрированный курс, разработанный Абросимовой В.А., способствуют формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, так как рассматривает природу в разных ее аспектах: физическом, химическом, биологическом, экологическом, антропогенном. Интегрированные связи на уроке реализуются поэтапно: цель – мотив – содержание – средства – результат – контроль. Учащиеся под руководством педагога осознают межпредметную сущность задачи, приобретают необходимые знания по обозначенной проблеме, приобретают навыки работы с информацией разных предметных сфер. Развитие познавательного интереса стимулируется созданием ситуаций, подчеркивающих практическую и личную значимость для ученика. Содержание учебного материала основано на опорных знаниях из других предметов с учетом преемственных сопутствующих связей. Усвоение общепредметных понятий, законов, теорий, идей, комплексных проблем осуществляется в опоре на преемственность знаний из разных проблемных областей. Отслеживаются сопутствующие перспективные связи на уровне общих фактов, понятий, суждений, законов. Способы осуществления: постановка проблемных вопросов и задач, составление сравнительной характеристики понятий в разных областях знаний, элементы исследования и проектной технологии, удовлетворение потребности учащихся в самореализации составлением индивидуальных маршрутов обучения с долей самостоятельной работы учащихся, подготовка выступлений, докладов учащихся в рамках пресс-конференций, использование информационных ресурсов на уроках и во внеурочное время.

Реализация межпредметных связей возможна благодаря использованию наглядных средств обучения. Анализ и синтез рассмотренных интегрированных понятий позволяет обобщать и делать выводы о комплексном применении полученных знаний. Проверка качества усвоенных знаний осуществляется в форме зачетной работы «Вертушка» - методического приема, разработанного Валентиной Алексеевной. Объективность оценивания достигается взаимопроверкой учащихся. В основе технологии проведения лежат элементы ролевой игры. Во время зачета учащиеся выступают в роли консультантов, лаборантов, рядовых участников дела. Задания даются по станциям. Номера заданий совпадают с номером парты, а станции соответствуют номерам рядов. Первый ряд – станция «ПИМ» (пошевелим извилинами мозга), второй ряд – станция «Теоретическая», третий ряд – станция «Экспериментальная». Проведение зачета включает несколько этапов деятельности: подготовительный, основной, рефлексивный. Активное и сознательное участие школьников в плановом зачете выявляет достоинства и недостатки их знаний, развивает логическое мышление, увязываются новые и старые знания, формируется целостное представление по теме, разделу или курсу физики за 9, 10, 11 класс. На подготовительном этапе готовится методический материал, вопросы для повторения, темы лабораторных работ и номера задач. На основном этапе первоначально переход учащихся осуществляется внутри станции, через каждые 30 мин. учащиеся переходят на другие станции. Таким образом учащиеся решают задачи теоретического, практического и экспериментального характера. Данный тип зачетной работы имеет ряд преимуществ:

- осуществляется комплексная проверка знаний;

- учащиеся набирают максимальное число оценок, что является показателем объективности оценивания;

- происходит смена ролей;

- игровая ситуация снимает страх перед предстоящим итоговым контролем;

- чередование поз – один из важных моментов здоровьесбережения;

- развивает познавательный интерес к предмету.

Таким образом, данный методический прием является успешным дополнением к современному подходу обучения и воспитания учащихся в образовательном процессе.

В целом проблема интеграции не исчерпала себя и продолжает развиваться в рамках реализации компетентностного подхода в образовании. Можем выделить следующий результат  интеграции:

- системность знаний;

- практикоориентированный  характер деятельности;

- творческий подход к изучению учебных дисциплин;

- развитие познавательного интереса к профилю;

- формирование мировоззрения.

Опыт педагога рекомендуется для организации профильного обучения и может быть использован в методике преподавания профилирующих дисциплин естественнонаучного цикла учителями физики, химии, биологии, географии.

Категория: Методика физики | Добавил: metodikal3
Просмотров: 3489 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016