Разработка системы коммуникативных заданий как средство развития коммуникативной компетенции учащихся - Английский язык - Методические статьи - Методические разработки учителей, творческие работы учащихся - Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3"

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 185



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 05.12.2016, 07:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3" города Оренбурга
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки учителей, творческие работы учащихся


Главная » Файлы » Методические статьи » Английский язык

Разработка системы коммуникативных заданий как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
[ ] 05.11.2009, 19:58

На протяжении ряда лет работаю по проблеме «Разработка системы коммуникативных заданий как средство развития коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных  технологий». Как известно, в наши дни приоритет отдается коммуникативности, интерактивности,  аутентичности  общения,  изучению   языка   в   культурном контексте, автономности  и  гуманизации  обучения.  Данные  принципы  делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента  коммуникативной способности.

С 2005г. предпринимаю попытки выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью технологий  ресурсов Интернет. Актуальность данной проблемы вижу в том, что именно использование  ИКТ приводит к созданию реальных жизненных ситуаций (т.е.  то,  что называется принципом аутентичности  общения), которые будут  стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняются  подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личностно - ориентированный подход. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть  прогрессивным, креативным, интересным и познавательным. Для этого  создаю условия практического овладения языком. 

Использование Интернета в коммуникативном  подходе  как  нельзя  лучше мотивировано: его цель состоит  в  том,  чтобы  заинтересовать  обучаемых  в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний  и опыта. Нельзя не согласиться с  И. Л. Бим, что коммуникативность  «не сводима  только  к  установлению  с  помощью речи социальных контактов.  Это  приобщение личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и  через чтение». Именно  этот подход, реализуемый в Интернете, беру за основу своей деятельности. Факультативные занятия помогают мне в этом.

Развивая иноязычную компетенцию, я изменяю подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся. Активизируя познавательную деятельность учащегося, применяю современные педагогические технологии такие,  как  обучение в сотрудничестве, проектная методика, использую новые информационно - коммуникативные технологии, Интернет – ресурсы. Новые взгляды на результат  обучения способствуют появлению новых технологий с  использованием   Интернет-ресурсов, которые противопоставляются   традиционному   обучению   иностранным    языкам. 

Техническая база нашего лицея  помогает мне разрабатывать новые формы учебных занятий с применением информационных технологий. Огромные возможности представляет  всемирная компьютерная сеть для изучения иностранного языка. Общаясь в истинной языковой среде с помощью Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Реальным общением служат форумы, чаты, видеоконференции и электронная  почта, где учащиеся общаются с носителями языка. Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как виртуальная экскурсия, что очень важно при изучении страноведческого аспекта урока. Ребята обращаются к материалам таких сайтов как http:/its-online.com, http:/www.lonelyplanet.com  для того, чтобы подобрать дополнительные сведения. Они узнают больше  о жизни, ценностях и культуре людей. Это особенно ценно для России, где существуют мало возможностей для живой коммуникации с носителями языка.

Использование информационных технологий  в сочетании с методом проекта позволяет ученикам практически применять свои знания, умения и навыки. Ребята самостоятельно собирают материалы по той или иной теме на различных веб - сайтах  в Интернете. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать мысли. Они отсылают и получают большое количество текстовой информации, анализируют поступающую к ним и представляют новые идеи. Они планируют и осуществляют мониторинг, дают оценку своей деятельности. По завершению поиска учащиеся представляют творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Такая форма работы является  одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой в центре внимания стоит ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формируют навыки взаимопомощи и умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения.

Опираясь на работы Дида Тилера и Пита Грэя, я, прежде чем приступить к разработкам заданий на основе Интернет ресурсов, анализирую недостатки заданий, которые хочу улучшить при помощи Интернета. Затем нахожу область или сайт, который будет использован, например чат, рассылка или веб-сайт. Разрабатываю определенные критерии для оценки и выбора сайта. Полезными критериями являются содержательная понятность, доступность и ценность для достижения целей, такие как дизайн, скорость и гибкость, согласованность и удобность для пользователя. После выбора области или сайта перехожу к этапу проектирования задания. Помню о том, что упражнения должны тренировать различные стили учения, давать реальную возможность для коммуникации и способствовать взаимодействию и сотрудничеству, как местному, так и международному.                С помощью материалов Интернета решаю целый ряд дидактических  задач по  формированию навыков  и  умений чтения, совершенствованию   умения письменной речи; пополнению словарного запаса учащихся;  формированию у школьников устойчивой  мотивации к изучению английского языка (о чем свидетельствуют результаты анализа мотивации школьников к изучению иностранного языка)

Для развития навыков и умений  чтения, устной речи, письма и аудирования организация   Интернет проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в классе вне сети Интернет. Со старшеклассниками создаем «банк Интернет-сети», то есть собираем на диск спектр сайтов из реальной сети, на некоторых дисках материалы собираются хаотично, чтобы учащиеся имели реальную возможность выбора и его осмысления. Это необходимое условие для учащихся, так как большое внимание  и работе с детьми, участвующими в научно-практических конференциях, которым необходимы подобные умения и навыки. Кроме того, создан банк исследовательских работ учащихся. Это дает возможность продолжать работу над определенной темой и осуществлять кураторство старших над младшими.

 Не забываю о парной или групповой  работе, создаю группы по интересам, где каждый выбирает задания - это способствует развитию навыков коммуникации, обучению в сотрудничестве и предотвращает эффект, когда компьютер становится препятствием для общения  в классе. Именно поэтому работа в группах представляется мне более продуктивной. В этом – то и состоит, на мой взгляд, сущность идеи изменений.

Хорошим  подспорьем  в обучении  английского  языка,  считаю,  являются  различные компьютерные  обучающие  программы. На уроках использую такие программы как «Talk to me», которая имеет средний и продвинутый уровень, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» для успешного  обучения всех видов речевой деятельности.  Применение  учебных  программ на  моих  занятиях  приводит к  положительным   результатам   творческой  деятельности   учащихся,  к  эффективному решению  коммуникативных  задач,  что  влечет  за  собой   повышение  мотивации  к обучению и активизации познавательной деятельности учащихся, помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении.  На основе информационно- коммуникативных технологий создана система работы с сайтами в обучении  аудированию помогает (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html). Интернет - превосходное средство для получения информации о  последних событиях  в  мире. Работа с газетами является прекрасным образцом для чтения.   Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая  используется для установления  дружеской переписки. (computer- assisted   language   learning sub-branch   listserv@cunyvm.cuny.edu  listserv@cunyvm.bitnet).Соответственно, все виды речевой деятельности охватываются Интернет-ресурсами.

Описанная форма учебных занятий направлена на достижение реальных результатов. Анализ деятельности показывает, что задания на основе  Интернет -  ресурсов  и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах и чувствовать личную ответственность. Содержательная   основа    массовой    компьютеризации   образования, безусловно, связана с тем,  что  современный  компьютер  представляет  собой эффективное средство оптимизации условий  умственного труда вообще,  в  любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье  "Компьютеры  в  школе» пишут:  «Есть  одна  особенность  компьютера,   которая   раскрывается   при использовании его как устройства для обучения  других,  и  как  помощника  в приобретении знаний, это его  неодушевленность.  Машина…не проявит признаков раздражительности и не даст  почувствовать, что  ей  стало  скучно».

Хочется отметить тот факт, что информационные технологии не признаны заменить учителя, а скорее наоборот: помочь ему, освободив от рутинной работы и долгих объяснений. Применяя компьютерные технологии в своей школе, я всегда помню одну замечательную мысль, высказанную однажды  Крейгом Барретом «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!».

Владение коммуникативной методикой преподавания, приемами активизации устной речи учащихся, разработка заданий на основе Интернет -  ресурсов, направленное на повышение коммуникативности,посещение авторских семинаров по проектной методики, использование зарубежных учебников (издательства Oxford, Longman) - все это позволяет говорить об условиях, способствующих реализации изменений. Все эти изменения ведут к эффективности обучения, так как коммуникативность прослеживается во всех видах речевой деятельности, ребята проявляют большую изобретательность, появился рост мотивации к изучению предмета, увеличилось количество творческих работ учащихся. Ребята активно принимают участие в Интернет-конкурсах, олимпиадах, викторинах, международной проектной деятельности. Данный  опыт представлен на сайтах: www.orenedu.ru.

 

Категория: Английский язык | Добавил: metodikal3
Просмотров: 4111 | Загрузок: 0 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016