Разработка системы коммуникативных заданий как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
[
]
05.11.2009, 19:58
На
протяжении ряда лет работаю по проблеме «Разработка системы коммуникативных
заданий как средство развития коммуникативной компетенции учащихся посредством
информационно-коммуникационныхтехнологий».
Как известно, в наши дни приоритет отдается коммуникативности,
интерактивности,аутентичностиобщения,изучениюязыкавкультурном контексте, автономностиигуманизацииобучения.Данныепринципыделают возможным развитие межкультурной компетенции
как компонентакоммуникативной
способности.
С
2005г. предпринимаю попытки выявить пути и способы оптимизации учебного
процесса с помощью технологийресурсов
Интернет. Актуальность данной
проблемы вижу в том, что именно использованиеИКТ приводит к созданию реальных жизненных ситуаций (т.е.то,что называется принципом аутентичностиобщения), которые будутстимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.
Современное
образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых
меняютсяподходы к организации трудовой
деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование
компетентности. Происходит переориентация на личностно - ориентированный
подход. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный
урок должен бытьпрогрессивным,
креативным, интересным и познавательным. Для этогосоздаю условия практического овладения
языком.
Использование
Интернета в коммуникативномподходекакнельзялучше мотивировано: его
цель состоитвтом,чтобызаинтересоватьобучаемыхв изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их
знанийи опыта. Нельзя не согласиться
сИ. Л. Бим, что коммуникативность«не сводиматолькокустановлениюспомощью речи социальных контактов.Этоприобщение личности к духовным ценностям других культур - через личное
общение ичерез чтение». Именноэтот подход, реализуемый в Интернете, беру за
основу своей деятельности. Факультативные занятия помогают мне в этом.
Развивая
иноязычную компетенцию, я изменяю подходы к выбору педагогических технологий,
мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля
усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся.
Активизируя познавательную деятельность учащегося, применяю современные
педагогические технологии такие,какобучение в сотрудничестве,
проектная методика, использую новые информационно - коммуникативные технологии,
Интернет – ресурсы. Новые взгляды на результатобучения способствуют появлению новых технологий сиспользованиемИнтернет-ресурсов, которые
противопоставляютсятрадиционномуобучениюиностраннымязыкам.
Техническая
база нашего лицеяпомогает мне
разрабатывать новые формы учебных занятий с применением информационных технологий.
Огромные возможности представляетвсемирная компьютерная сеть для изучения иностранного языка. Общаясь в
истинной языковой среде с помощью Интернет, учащиеся оказываются в настоящих
жизненных ситуациях. Реальным общением служат форумы, чаты, видеоконференции и
электроннаяпочта, где учащиеся общаются
с носителями языка. Большим потенциалом в реализации принципа наглядности
обладает такая форма использования материалов сети, как виртуальная экскурсия,
что очень важно при изучении страноведческого аспекта урока. Ребята обращаются
к материалам таких сайтов как http:/its-online.com, http:/www.lonelyplanet.comдля того, чтобы подобрать дополнительные
сведения. Они узнают большео жизни,
ценностях и культуре людей. Это особенно ценно для России, где существуют мало
возможностей для живой коммуникации с носителями языка.
Использование
информационных технологийв сочетании с
методом проекта позволяет ученикам практически применять свои знания, умения и
навыки. Ребята самостоятельно собирают материалы по той или иной теме на
различных веб - сайтахв Интернете. Дети
учатся проводить исследования, систематически и четко излагать мысли. Они
отсылают и получают большое количество текстовой информации, анализируют
поступающую к ним и представляют новые идеи. Они планируют и осуществляют
мониторинг, дают оценку своей деятельности. По завершению поиска учащиеся
представляют творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Такая
форма работы являетсяодной из форм
организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой в
центре внимания стоит ученик с возможностью свободного выражения своего мнения.
Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют
обучению в сотрудничестве, формируют навыки взаимопомощи и умения осуществлять
совместную деятельность, умения работать в группах, а также развитию
толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся
учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать
решения.
Опираясь
на работы Дида Тилера и Пита Грэя, я, прежде чем приступить к разработкам
заданий на основе Интернет ресурсов, анализирую недостатки заданий, которые
хочу улучшить при помощи Интернета. Затем нахожу область или сайт, который
будет использован, например чат, рассылка или веб-сайт. Разрабатываю
определенные критерии для оценки и выбора сайта. Полезными критериями являются
содержательная понятность, доступность и ценность для достижения целей, такие
как дизайн, скорость и гибкость, согласованность и удобность для пользователя.
После выбора области или сайта перехожу к этапу проектирования задания. Помню о
том, что упражнения должны тренировать различные стили учения, давать реальную
возможность для коммуникации и способствовать взаимодействию и сотрудничеству,
как местному, так и международному.С помощью материалов Интернета
решаю целый ряд дидактическихзадач
поформированию навыковиумений чтения, совершенствованиюумения письменной речи; пополнению словарного запаса учащихся;формированию у школьников устойчивоймотивации к изучению английского языка (о чем
свидетельствуют результаты анализа мотивации школьников к изучению иностранного
языка)
Для
развития навыков и уменийчтения, устной
речи, письма и аудирования организацияИнтернет проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети
Интернет, работа в классе вне сети Интернет. Со старшеклассниками создаем «банк
Интернет-сети», то есть собираем на диск спектр сайтов из реальной сети, на
некоторых дисках материалы собираются хаотично, чтобы учащиеся имели реальную
возможность выбора и его осмысления. Это необходимое условие для учащихся, так
как большое вниманиеи работе с детьми,
участвующими в научно-практических конференциях, которым необходимы подобные
умения и навыки. Кроме того, создан банк исследовательских работ учащихся. Это
дает возможность продолжать работу над определенной темой и осуществлять
кураторство старших над младшими.
Не забываю о парной или групповойработе, создаю группы по интересам, где
каждый выбирает задания - это способствует развитию навыков коммуникации,
обучению в сотрудничестве и предотвращает эффект, когда компьютер становится
препятствием для общенияв классе.
Именно поэтому работа в группах представляется мне более продуктивной. В этом –
то и состоит, на мой взгляд, сущность идеи изменений.
Хорошимподспорьемв обучениианглийскогоязыка,считаю,являютсяразличные компьютерныеобучающиепрограммы. На уроках использую такие программы как «Talktome», которая имеет средний и продвинутый
уровень, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» для успешногообучения всех видов речевой
деятельности.Применениеучебныхпрограмм намоихзанятияхприводит кположительнымрезультатамтворческойдеятельностиучащихся,кэффективному решениюкоммуникативныхзадач,чтовлечетзасобойповышениемотивациик обучению и активизации познавательной деятельности учащихся, помогают
реализовать личностно- ориентированный подход в обучении.На основе информационно- коммуникативных
технологий создана система работы с сайтами в обученииаудированию помогает (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html).
Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событияхвмире. Работа с газетами является прекрасным образцом для чтения.Общение в виртуальной реальности
осуществляется с помощью электронной почты, котораяиспользуется для установлениядружеской переписки. (computer- assistedlanguagelearningsub-branchlistserv@cunyvm.cuny.edulistserv@cunyvm.bitnet).Соответственно, все
виды речевой деятельности охватываются Интернет-ресурсами.
Описанная
форма учебных занятий направлена на достижение реальных результатов. Анализ
деятельности показывает, что задания на основеИнтернет -ресурсови проектная деятельность способствуют
обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять
совместную деятельность, умения работать в группах и чувствовать личную
ответственность. Содержательнаяосновамассовойкомпьютеризацииобразования, безусловно, связана с тем,чтосовременныйкомпьютерпредставляетсобой эффективное средство оптимизации условийумственного труда вообще,влюбом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье"Компьютерывшколе» пишут:«Естьоднаособенностькомпьютера,котораяраскрываетсяпри использовании
его как устройства для обучениядругих,икакпомощникав приобретении знаний, это егонеодушевленность.Машина…не проявит признаков раздражительности
и не дастпочувствовать, чтоейсталоскучно».
Хочется
отметить тот факт, что информационные технологии не признаны заменить учителя,
а скорее наоборот: помочь ему, освободив от рутинной работы и долгих
объяснений. Применяя компьютерные технологии в своей школе, я всегда помню одну
замечательную мысль, высказанную однаждыКрейгом Барретом «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!».
Владение
коммуникативной методикой преподавания, приемами активизации устной речи
учащихся, разработка заданий на основе Интернет -ресурсов, направленное на повышение
коммуникативности,посещение авторских семинаров по проектной методики,
использование зарубежных учебников (издательства Oxford, Longman) - все это
позволяет говорить об условиях, способствующих реализации изменений. Все эти
изменения ведут к эффективности обучения, так как коммуникативность
прослеживается во всех видах речевой деятельности, ребята проявляют большую
изобретательность, появился рост мотивации к изучению предмета, увеличилось
количество творческих работ учащихся. Ребята активно принимают участие в
Интернет-конкурсах, олимпиадах, викторинах, международной проектной
деятельности. Данныйопыт представлен на
сайтах: www.orenedu.ru.