Золотая пропорция как универсальный информационный код в архитектуре, поэзии, музыке - Николова Эмилия, 11ф/м - Пленарное заседание - Материалы научной конференции - Методические разработки учителей, творческие работы учащихся - Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3"

Категории каталога

Пленарное заседание [8]
Презентации и выступления учащихся на пленарном заседании конференции
Исследовательские работы учащихся [2]

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 185



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 05.12.2016, 07:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт методического кабинета МОУ "Лицей №3" города Оренбурга
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки учителей, творческие работы учащихся


Главная » Файлы » Материалы научной конференции » Пленарное заседание

Золотая пропорция как универсальный информационный код в архитектуре, поэзии, музыке - Николова Эмилия, 11ф/м
[ ] 13.12.2008, 17:57

С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. На определенном этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Ещё у древних греков родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония.

Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы... Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов - от цветка ромашки до красоты человеческого тела?.....". И эта формула – формула золотого сечения – некий универсальный информационный код красоты, соединяющий разные искусства и разные века в интуитивном постижении прекрасного.

Эта формула отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-разному - "золотой", "божественной", "золотым сечением", "золотым числом". Она оказалась близкой к 1,6.

Золотая пропорция встречается в конфигурации растений и минералов, строении частей Вселенной, музыкальном звукоряде. Ее используют в архитектуре, скульптуре, живописи, науке, вычислительной технике.

Шедеврами архитектуры являются многие русские храмы, которые строились на протяжении нескольких столетий. Трудно найти человека, который бы не знал собор Василия Блаженного. Его пропорции соответствуют золотой.

Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных композиций, закономерности музыкальной гармонии, а, следовательно, и золотая пропорция. Стихи А. С. Пушкина занимают особое место, остаются непревзойденными в русской поэзии. Каждый стих обладает своей музыкальной формой - своей ритмикой и мелодией. Размер стиха у А. С. Пушкина, число строк в нем выступают не как произвольные величины, не как случайные, они не изменяются от наименьшей к наибольшей непрерывно, а имеют некоторые частотные максимумы. В метрике стихов А. С. Пушкина преобладают числа Фибоначчи.

Алгеброй можно поверить не только гармонию архитектуры и поэзии, но и гармонию музыки.

Простой математический анализ, не выходящий за рамки арифметики, позволяет совершенно иными глазами взглянуть на музыкальное произведение, увидеть его скрытую внутреннюю красоту, которую мы только ощущаем, слушая произведение.

   В композиции многих музыкальных произведений отмечается наличие некоторого «кульминационного взлета», высшей точки. Такая высшая точка крайне редко расположена в центре произведения, обычно она смещена, асимметрична. Изучая произведения Баха, Бетховена, Шопена, Скрябина можно установить, что во многих из них вершина, или высшая точка находится в точке золотого сечения.  

   Характерно, что в некоторых случаях авторы музыкальных произведений смещали их вершину от точки золотого сечения, что придавало мелодиям неустойчивый характер.  

   Итак, можно признать, что золотая пропорция является критерием гармонии композиции музыкального произведения.

Многие ученые абсолютизировали пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства.

Древние скульпторы знали и использовали золотую пропорцию как критерий гармонии, канон красоты, корни которой лежат в пропорциях  человеческого тела. Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно на месте пупка. Широкие плечи почти равны высоте туловища, высота головы восемь раз укладывается в высоте тела , а золотой пропорции отвечает положение пупка на теле мужчины.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38. Яйцо птицы соответствует той же формуле.

 

На протяжении многих столетий человек в своем творчестве учился у природы, постигая законы её гармонии, её красоту. Он жил в духовном единстве с природой, и это создавало благодатную почву для его творчества. Сегодняшний человек слишком далеко ушёл от природы, потерял духовную связь с ней. Очевидно, в этом следует искать причину внутренней дисгармонии человека, проявляющейся в самых различных формах - от создания примитивных художественных форм до вандализма и насилия.

Универсальная формула, которой подчиняются законы природы и законы красоты творений человека – формула золотого сечения. Передадим ли мы её нашим потомкам?

Категория: Пленарное заседание | Добавил: metodikal3
Просмотров: 1239 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
ща будем мерять голову и тело)

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016