Примерная схема общедидактического анализа современного урока М.М. Поташник
Любая структура анализа урока готовится под конкретные задачи.
1. Оценка реализации основных принципов обучения. (С точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании: научности с доступностью, наглядности с абстрактностью и т.д.). 2. Оценка проектирования задач урока. (Педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития учителя). 3. Оценка конкретизации задач на основе выводов педагогического или психолого-педагогического или медико-психолого-педагогического или педологического консилиума. 4. Умение поставить задачи урока перед учащимися. 5. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала: выделен ли объект прочного усвоения (главное и существенное). 6. Выбор и применение учителем разных источников сообщения ученикам новых знаний. Оценивается не то, что выбрано, а обоснованность этого выбора! 7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока. Оцениваются не сами методы, а обоснованность выбора методов! 8. Использование различных приемов учебной работы. Оценивается их целесообразность! 9.!!! Воспитание интереса к предмету и в целом к процессу обучения. 10. Оценка культуры труда учителя и учеников. 11. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся Формы контроля: а) оценка содержания вопросов и заданий; б) соответствие оценок уровню знаний учащихся. Обоснование оценок, выставленных за урок! 12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объема и степени сложности (только в пределах программы), но, прежде всего, степени помощи, оказываемой учащимся. 13. Владение учащимися навыками рациональной организации учебного труда, т.е. надпредметными способами деятельности. 14. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания. Обязательный учет в расписании дня других предметов. 15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах. 16. Оценка взаимоотношения учителя и учащихся. 17. Оценка личностного отношения учителя к труду, к детям; оценка личностного воспитательного влияния учителя на детей. (От внешенго вида до отношения к труду.) 18. Использование возможностей учебного кабинета (высоко оценивать любое применение НИТ). 19. Оценка гигиенических требований на уроке (освещенность, температурный режим, воздушный режим, посадка учащихся). 20. Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций. 21. Выводы, рекомендации и предложения.
|